- Главная
- Иные органы местного самоуправления
- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
- Детская информационная безопасность
Детская информационная безопасность
Социальные сети сегодня стали для нас больше, чем просто среда общения и обмена фотографиями. Простота работы со своими страничками со смартфонов и планшетов, недорогие тарифы для подключения мобильного интернета и доступный wi-fi позволяют быть on-line всегда и везде, а социальные сети превращаются в устойчивую привычку, без которой мы уже не можем представить современную жизнь.
Но легкая доступность сетей создает новые возможности и новые угрозы как для активных пользователей, так и для тех, кто проверяет свои «странички» один раз в день или даже реже.
Социальных сетей и социальных медиа с каждым днем становится все больше и все труднее выбрать какую-то одну для удовлетворения всех медийных потребностей. Но разбираться в них необходимо, чтобы избежать лишних трудностей и нежелательных последствий.
Компьютерный мир, в том числе и игровой, открывает современному молодому поколению широкие возможности.
Во-первых, он является важным источником информации: ребенок может найти и прочитать практически любую интересующую его книгу на любом языке или найти по ключевым словам сообщение на волнующую его тему.
Во-вторых, при помощи компьютера современные дети компенсируют дефицит общения, в том числе и со взрослыми. Они активно знакомятся в Интернете, переписываются с виртуальными друзьями при помощи электронной почты.
В-третьих, компьютер – это увлекательная форма отдыха и развлечения. Компьютерные игры, прослушивание компакт-дисков, просмотр кинофильмов и т.д. – все это вполне доступно для любого школьника.
В-четвертых, компьютерная техника может быть использована как средство обучения. Это и дистанционное обучение, и изучение научных данных, справочников, географических карт, и прочее.
Медиамир ребенка невозможно представить себе без мобильного телефона. Никто не будет спорить с тем, что появление мобильной телефонии значительно облегчает жизнь каждого человека: в любое время и в любом месте можно связаться с нужным абонентом. Многие родители вздохнули спокойно: наконец-то они в любое время могут узнать, где находится и чем занимается их ребенок. К радости детей современные мобильные телефоны – это не только средство связи, но еще и увлекательные игры, новые мелодии, яркие картинки, фото- и видеокамера, радиоприемник и проигрыватель.
Современный школьник видит через медиамир не только детские фильмы и передачи, играет не только в те игры, которые предназначены для его возраста, но и является активным потребителем медиаинформации, предназначенной для взрослых. В основном, его медийные предпочтения ориентированы на развлечения. Безусловно, стихийный опыт общения с медиа в какой-то мере учит школьника воспринимать медийный язык, отслеживать цепь событий, но вместе с тем у детей возникает много вопросов и непонимания, связанных с медиа.
Всё это заставляет взрослых серьезно задуматься над проблемой медиасредств массовой коммуникации и их влияния на здоровье и развитие ребенка, а также над отношением взрослых к образованию, развитию и духовному становлению ребенка медийного поколения.
Являясь активными пользователями различных медиа, дети и подростки не всегда понимают истинный смысл сообщений, мотивы и механизмы их создания. Одновременно стоит отметить, что информация, передаваемая по медиаканалам, направлена на манипулирование сознанием потребителя.
Полномочия по надзору за сферой медиаобразования распределены по различным министерствам и ведомствам и вписаны в различные программы, близкие по содержанию, в частности, Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и т.д.
Тем не менее начальные уроки медиаобразования ребенок получает в семье: первая книга, которую держит в руках мама; первые, пока еще непонятные, изображения на экране телевизора; первый опыт работы и общения в Интернете. Информация, которая окружает маленького человека в период освоения им жизненного пространства, входит в него легко, естественно, без существенных помех. Восприятие подрастающего человека открыто для любой информации, разного свойства и качества.
Значимым блоком информационного потенциала семьи следует считать медиаинформационную грамотность детей и взрослых, которая позволяет им эффективно использовать информационный фонд и информационные возможности. Причем данная грамотность возникает не в результате организованного научения, а в процессе естественного семейного воспитания, постоянного взаимодействия детей и родителей на основе их общих интересов и информационных потребностей.
Известно, что информационная среда оказывает огромное влияние на мировоззрение, ценности, приоритеты детей и молодежи. Кроме того, современные медиа оказывают существенное воздействие на здоровье, развитие и эмоциональное состояние современных детей. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что чрезмерное увлечение общением со средствами массовой коммуникации крайне негативно сказывается на зрении, психологическом и физическом состоянии школьников.
В связи с этим значительно актуализируется проблема развития медиаграмотности детей с раннего возраста. Идеальный случай, если ребенок растет в семье, в которой родители педагогически грамотны и правильно выстраивают воспитательный процесс. Но далеко не все семьи обладают багажом необходимых педагогических знаний, в этом случае высока роль образовательного учреждения в формировании медиаграмотности детей и в повышении педагогической грамотности их родителей.
Дети молниеносно осваивают все последние новинки – социальные сети, игры, программы. Интернет помогает им развиваться и учиться. При этом Интернет анонимен и трудно контролируем. Дети любознательны, у них еще нет того жизненного опыта, который позволил бы им определить обман и манипуляцию. Очевидно, что без содействия взрослых, дети могут попасть в руки к онлайн-мошенникам и киберпреступникам. К сожалению, в современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Многие родители не знают, чем живет сегодня их ребенок, какие проблемы его волнуют, круг общения ребенка. Родители, не владея возрастными особенностями развития своего ребенка, не проявляют должного понимания во взаимоотношениях со своими детьми. Дети, которые не чувствуют любовь и понимание, находят их в виртуальном мире. Очень многие родители не знают, какие сайты посещает их ребенок. К тому же большинство учителей и родителей недостаточно разбираются в инновационных технологиях и не владеют информацией о многих возможностях и опасностях сети. Поэтому не всегда могут предусмотреть те угрозы и риски, с которыми может столкнуться ребенок в Интернете. Главный вред, по мнению родителей, связанный с использованием Интернета – это угроза снижения зрения. И в качестве меры предосторожности родители либо ограничивают время проведения в Сети, либо вовсе запрещают ребенку пользоваться ею. Таким образом, старшее поколение игнорирует тот факт, что Интернет сегодня стал неотъемлемой частью жизни и социума для наших детей. Основная задача родителей и педагогов - научить детей использовать пространство Интернет правильно. Наибольший эффект достигается только при взаимодействии семьи и школы.
Очень часто родители жалуются, что их дети слишком много времени путешествуют в Интернете в ущерб другому проведению досуга, почти не бывают на свежем воздухе, мало двигаются, не успевают в школе. Нарушения социальной адаптации и недостаточное внимание со стороны родителей делают виртуальный мир наиболее предпочтительным для ребёнка. Отсутствие реальных интересов и целей в жизни вызывает нарушение баланса в восприятии ребёнка и тогда киберпространство становится для него более значимым, чем действительная жизнь.
Следует помнить, что отношение ребёнка к компьютеру и Интернету формируют взрослые, личным примером подтверждая правильность своего выбора. Родители должны, прежде всего, решить, для чего нужен семье компьютер: для работы, учебы, общения или только для игр. Именно на родителей ложится ответственность правильного выбора учебных программ, контроля общения в сети, выбора компьютерных игр.
Чтобы уметь контролировать детей в сфере деятельности с интернет ресурсами родителям необходимо повышать собственную компьютерную и информационную грамотность. Для ребенка родитель должен быть другом, советчиком, вместе с ребенком познавать новые интернет ресурсы, уметь создавать территорию безопасного Интернета. Совместная работа поможет не только сплотить детей и родителей, но даст возможность почувствовать себя единым целым, что очень важно при воспитании ребенка.
Подготовлено с использованием источника: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/06/17/mediabezopasnost-detey