В память о своем деде жительница Кардымова создает музей
Жительница Кардымова Марина Циркунова собрала материалы и выкупила здание, в котором в 1941-42 годах находился штаб подпольщиков, а возглавлял его ее дед Александр Гребнев.
Книги, фотографии, газеты, вырезки из журналов и самое ценное – пожелтевшие от времени письма главы подполья, адресованные любимой жене – все это Марина Циркунова хранит пока у себя дома в шкафу. Часто достает, пересматривает, рассказывает внукам об их героическом прапрадеде. Точно так же когда-то мама рассказывала ей о своем отце Александре Гребневе.
Марина Циркунова, внучка подпольщика Александра Гребнева: «Я горжусь им, действительно. И хочу, чтобы дети мои гордились, внуки. Пока мы все живы, это будет».
Перед Великой Отечественной войной Александр Гребнев работал начальником почты, потом возглавил райком партии. Когда немцы оккупировали Смоленщину, он отправил семью за пределы области, а сам возглавил Кардымовское подполье, работал связным. Он изменил свою внешность и придумал себе легенду. Достав документы на имя Ивана Гаврилова, представлялся бывшим зэком, который разыскивает свою семью. Подпольщики успешно устраивали диверсии, распространяли листовки. Подвела Александра Гребнева выпавшая из голенища сапога столовая ложка - опознавательный знак подпольщиков. Женщина из деревни Мольково позже рассказывала родственникам, как его схватили фашисты.
Марина Циркунова, внучка подпольщика Александра Гребнева: «Его гнали возле гестапо привязанным к коням. Немцы меняли лошадей. Она помнит, как он попросил попить, и полицай его ударил сапогом. Мы знали, кто это, никто не произносил вслух, потом его в сторону Соловьева потянули».
Александра Гребнева немцы расстреляли. Но где он захоронен, родственники не знают до сих пор. Если у солдат были «медальоны», по которым их сегодня можно опознать, то у партизан и подпольщиков их не было.
В прошлом году внучка подпольщика выкупила старый заброшенный дом в центре Кардымова, где во время войны размещался госпиталь и штаб подпольного райкома партии.
Олеся Акинфеева, корреспондент: «Палаты подпольного госпиталя, в которых прятали раненых солдат от немцев, находились в этом подвале. В конце 70-х годов во время ремонта часть помещений была замурована».
Здесь Марина Циркунова решила открыть музей. Сейчас в здании уже отремонтирована кровля, частично фасад.
Марина Циркунова, внучка подпольщика Александра Гребнева: «Здание было в удручающем состоянии, когда мы его выкупили. Полностью поменяли полы. Мы разобрали стены».
Внучка героя очень хочет сохранить память не только о своем дедушке, но и обо всех смоленских подпольщиках, которые вели активную борьбу с немцами и были замучены, расстреляны и повешены в фашистских застенках.
По материалам Смоленской ГТРК