О введении обязательной маркировки табачной продукции
В соответствии с принятыми решениями Правительства Российской Федерации (Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ, Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ, распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 792-р) до 2020 года будет введена обязательная маркировка табачной продукции, лекарственных препаратов, широкого списка товаров легкой промышленности, шин и покрышек, духов и туалетной воды, фотокамер и фотовспышек. Координатором этой работы является Минпромторг России.
В отношении маркировки табачной продукции с 2018 года это еще экспериментальный проект, но уже с марта 2019 нововведения станут обязательными для всех участников рынка. Все табачные изделия будут специальным образом помечаться, чтобы их нельзя было подделать.
Плюсы для бизнеса:
- рост выручки и повышение конкурентоспособности «белого бизнеса»;
- оптимизация процессов и снижение издержек;
- доступ к данным о движении продукции по логистической цепи.
Система маркировки показала себя как наиболее эффективный инструмент противодействия незаконному обороту промышленной продукции для бизнеса. Введение системы маркировки для бизнеса приведет к сокращению конкуренции со стороны недобросовестных участников рынка.
Информационная система маркировки товаров (далее - система) имеет статус государственной системы. Система маркировки табака охватывает все этапы оборота табачных изделий: от производителя до потребителя. На каждом шаге код проверяется, а после продажи или списания выводится из употребления. Таким образом из оборота полностью исключается любой незаконно произведенный или ввезенный товар: поддельная пачка просто не может попасть в цепочку. Реализация, хранение, перевозка табачной продукции без маркировки будет невозможна.
Информационная безопасность системы обеспечивается за счет использования российских крипто-технологий. Исходя из актуальной модели работы системы, все производители и импортеры товаров, подлежащих маркировке, будут наносить код маркировки, содержащий криптографическую защиту, на каждую единицу продукции и фиксировать ввод продукции в оборот.
У оптовых организаций в системе будет фиксироваться движение товара между участниками товаропроводящей цепи, у организаций розничной торговли - вывод продукции из оборота (конечная реализация потребителю с помощью контрольно-кассовой техники).
В рамках подготовки к введению обязательной маркировки проводятся добровольные эксперименты по табачной продукции, лекарственным препаратам, а также обувным товарам. Целью их проведения является окончательное определение порядка работы системы, итоговые схемы работы участников рынка.
Чтобы бизнесу было проще приспособиться к новым правилам, сроки внедрения маркировки на табачные изделия выбраны максимально широкие. С января 2018 до марта 2019 система работает в пилотном режиме. Подключиться к ней можно добровольно.
Разработчик и оператор информационная система мониторинга оборота табачной продукции (ИС МОТП) – Центр развития перспективных технологий. Именно ЦРПТ выдает для каждой единицы табачной продукции уникальный код маркировки. Цифровой формат маркировки, наносимый непосредственно на табачную продукцию в процессе ее производства, позволяет агрегировать данные об упаковках всех уровней и, соответственно, прослеживать движение продукции по всей цепочке поставок от производства до конечного потребителя.