- Главная
- Отдел гражданской защиты и мобилизационной работы
- Антитеррористическая комиссия
- Вниманию граждан
- Меры поведения граждан, если им угрожают насилием или шантажируют по телефону
Меры поведения граждан, если им угрожают насилием или шантажируют по телефону
Как себя вести гражданам, если им угрожают насилием или шантажируют по телефону?
В настоящее время телефон является одним из основных каналов поступления сообщений, содержащих информацию о заложенных взрывных устройствах, о захвате людей в заложники, вымогательстве и шантаже.
Как правило, фактор внезапности, возникающее паническое, а порой и шоковое состояние, да и сама полученная информация приводят к тому, что человек оказывается не в состоянии правильно отреагировать на звонок, оценить реальность угрозы и получить максимум сведений из разговора.
Звонки с угрозами могут поступать лично Вам или членам Вашей семьи. Если на Ваш телефон ранее уже поступали подобные звонки или у Вас есть основания считать, что они могут поступить, следует изыскать возможность установить на телефон автоматический определитель номера (АОН) и звукозаписывающее устройство.
При наличии АОН сразу необходимо записать определившийся номер на бумаге, чтобы избежать его случайной утраты. При наличии звукозаписывающей аппаратуры следует сразу же извлечь кассету (минидиск) с записью разговора и принять меры для ее сохранности, установив на ее место другую кассету.
Помните, что без номера звонившего и фонограммы разговора у правоохранительных органов крайне мало материала для следственной работы и формирования доказательной базы с целью ее использования в суде.
При отсутствии звукозаписывающей аппаратуры и АОН значительную помощь правоохранительным органам для предотвращения совершения преступлений и розыска преступников окажут Ваши следующие действия:
- постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге;
- по ходу разговора отметьте пол и по возможности возраст звонившего, особенности его (ее) речи: голос (громкий или тихий, низкий или высокий), темп речи (быстрый или медленный), произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом и т.п.), манеру речи (развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями);
- обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук теле-, радиоаппаратуры, голоса и др.);
- отметьте характер звонка – городской или междугородный;
- обязательно зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность.
Необходимо, если это возможно, в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:
- куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?
- какие конкретные требования он (она) выдвигает?
- выдвигает требования он (она) лично, выступает в роли посредника или представляет какую-то группу лиц?
- на каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?
- как и когда с ним (с ней) можно связаться?
- кому Вы можете или должны сообщить об этом звонке?
Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия Вами решений по «удовлетворению его требований» или совершения каких-либо иных действий.
Не бойтесь запугиваний преступников, по окончании разговора немедленно сообщите о нем в правоохранительные органы. Если есть опасения, что Ваш телефон прослушивают преступники, - позвоните с другого номера. Практика показывает, что сокрытие факта подобных угроз значительно осложняет положение и способствует безнаказанному совершению преступления.
Кроме угроз, выдвигаемых по телефону лично Вам, преступники могут использовать Вас как посредника для сообщения информации правоохранительным органам. Например, на Ваш телефон поступает звонок, в котором неизвестный сообщает, что Ваш дом заминирован. При ведении разговора такого рода старайтесь следовать изложенным выше рекомендациям и получить максимально возможную информацию. По его окончании немедленно сообщите эту информацию в правоохранительные органы.